Warning: Memcache::addserver() expects parameter 2 to be long, string given in /home/g/gracebryru/public_html/libraries/joomla/cache/storage/memcache.php on line 84
Псалом 80

Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился.

Послание к Ефесянам 2:8-9

"Благодати Божией"

Богослужения проходят каждое воскресенье с 10.00

Детское служение по средам с 17.00.

Брянск, ул.Вокзальная, д. 170

Псалом 80

Несмотря на спасительный для израильского народа Завет с Богом, на столь удивительное покровительство Божие, он часто, по грубости нрава своего, пренебрегал этим высочайшим покровительством и выражал явное непослушание повелениям Божиим, грубой непокорность Завету. И вот Господь как бы со скорбью отца жалуется на эту неблагодарность народа Своего и говорит с сожалением всенародно о том, что израильский народ сам не хотел воспользоваться предложенными ему средствами к спасению и стремился к своей гибели.

Современный перевод

1 Дирижёру хора. Под аккомпанемент Гефа. [1] Песнь Асафа.

2 Будь счастлив, Богу нашей силы пой, к Богу Иакова радостно взывай!

3 Начни же музыку и в тамбурин ударь, играй на лире и арфе.

4 Труби в бараний рог во время новолунья и в полнолунье, пока праздник длится.

5 Таков закон Израиля, так Бог велел Иакову.

6 Иосифу Бог это завещал, когда его взял из Египта, где слышали язык, который не был им знаком.

7 Господь сказал: "Я бремя снял с тебя, освободил от ноши руки".

8 Внесчастьи призывали вы Меня, и Я дал вам освобожденье. Из тучи грозовой Я вам ответил и водами Мерива испытал. Селах

9 Я буду говорить тебе, народ мой, слушай! Когда бы вы послушали меня, о люди Израиля.

10 Богам чужим не поклоняйтесь, перед богами пришлыми не гнитесь.

11 Я - Господь, ваш Бог, Кто из Египта вывел вас. Раскрой свой рот, Израиль, - я его наполню.

12 Но не внимал народ Израиля, не слушал, Мне Мой народ не подчинялся.

13 И Я позволил делать им всё то, что их сердца упрямые хотели. Израиль делал то, что он хотел.

14 Когда бы люди слушали Меня, когда бы по Моим заветам жил Израиль,

15 тогда бы Я направил руку против врагов Израиля, и уничтожил их.

16 Навеки был бы враг Господен наказан и дрожал от страха.

17 Кормил бы вас Я лучшим хлебом и был бы мёд скалы для вас неистощим.

Современник царя Давида, пророк Асаф, игравший по наставлению царя (1 Пар. 25:22: « из сыновей Асафа:Заккур, Иосиф, Нефания и Ашарела сыновья Асафа, под руководством Асафа, игравшего по наставлению царя» (РСП77 1-я Паралипоменон 25:2) и разделявший с ним все труды по восстановлению и устройству богослужения, составил этот псалом как пасхальную песнь, в которой, после приглашения к торжественному празднованию великого праздника с пением и звуками священной музыки (ст. 2-5), напоминает об исторических обстоятельствах его установления, освобождении израильтян из Египта и следовавшем затем странствовании их (ст. 6-8) и, подобно как в псалме 49, даже в одинаковых почти выражениях (ср. ст. 9 с Пс. 49:7), от лица Самого Бога, убеждает израильтян быть верными Его Завету, чтобы за то побеждать врагов своих и наслаждаться спокойствием и благоденствием (9-17).

Ст. 2,3 и 4.2 Радостно пойте Богу, твердыне нашей; восклицайте Богу Иакова;3 возьмите псалом, дайте тимпан, сладкозвучные гусли с псалтирью; 4 трубите в новомесячие трубою, в определенное время, в день праздника нашего;

Словами тимпан, псалтирь с гуслями и труба - названы здесь различные музыкальные инструменты, которые в царствование Давида введены были в употребление при богослужении у евреев (1 Пар. 16,42)

42 При них Еман и Идифун прославляли Бога, играя на трубах, кимвалах и разных музыкальных орудиях; сыновей же Идифуна поставил при вратах (РСП77 1-я Паралипоменон 16:42).

Отдавая начальнику хора составленный псалом, пророк обращается к певцам и музыкантам и убеждает тех и других составить из себя стройные хоры для восхваления Господа, причем одни из них должны петь псалом, а другие играть на лирах, на тимпанах и гуслях. Таким предисловием пророк начинает псалом, без сомнения, потому, чтобы напомнить верующим о том, что если они желают воспеть славу Богу, то должны совершать это славословие с чувством радости и веселия, не тяготясь и не обременяясь служением Богу, Который нам всегда и во всем помогает: Радуйтеся Богу помощнику нашему. Воскликните, т.е. пойте хвалу Богу громогласно. Богу Иаковлю - то же, что Богу Израилеву (см. в объяснении псалмов: 19:2; 23:6; 45:8, 12; 74 и 75).

Первый день каждого новомесячия у древних евреев был днем священным, о нем возвещалось звуками труб, и празднование его сопровождалось жертвоприношениями, как повелевал Закон (Числ. 28:11) 

11 И в новомесячия ваши приносите всесожжение Господу: из крупного скота двух тельцов, одного овна и семь однолетних агнцев без порока, (РСП77 Числа 28:11), но кроме того был у них и особый праздник труб, в первый день седьмого месяца (Лев. 23-24). Звук труб напоминал евреям о трубном гласе на Синае, о Богоявлении и даровании Закона (Исх. 19:16,19, 20), также и об освобождении от рабства египетского

16 На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою [Синайскою], и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане.(РСП77 Исход 19:16)

19 и звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом. 20 И сошел Господь на гору Синай, на вершину горы, и призвал Господь Моисея на вершину горы, и взошел Моисей.

Выражением «благо знаменитый день праздника вашего»обозначаются как все вообще главные праздники ветхозаветной Церкви, в которые иудеи приходили к скинии и потом в храм Иерусалимский, для участия в общественном богослужении, так, в особенности, праздник Пасхи, установленный в память Синайского законодательства и названный днем именитым, значительным (Числ. 29:1 И в седьмой месяц, в первый [день] месяца, да будет у вас священное собрание; никакой работы не работайте; пусть будет это у вас день трубного звука;).

Ст. 5 и 65 ибо это закон для Израиля, устав от Бога Иаковлева. 6 Он установил это во свидетельство для Иосифа, когда он вышел из земли Египетской, где услышал звуки языка, которого не знал:

Под именем Иосифа (как и в Пс. 76:16) подразумевается здесь весь израильский народ, который временно переселен был Богом в Египет посредство Иосифа, сына Израилева. В этих двух стихах выражена причина, почему так необходимо радостно праздновать и благодарно славословить Господа, почему в благознаменитый день праздника нужно трубить трубою и петь псалмы с восклицанием Богу. Причина, говорит пророк в том, что это закон для верующего и устав для церкви от Бога. Он установил этот символ и свидетельство для Иосифа, т.е. для потомков Иосифа, или, что то же, - народа израильского, когда он вышел из земли египетской в пустыню, где услышал звуки языка, которого не знал, т.е. небесные звуки языка Божественного, которого он так убоялся, что, став вдали от горы Синайской, говорил Моисею: "говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть" (Исх. 20:18-19).

Ст. 7.  Я снял с рамен его тяжести, и руки его освободились от корзин.

Здесь псалмопевец, от лица Божьего, говорит о новом добром деле, за которое верующие должны громогласно славословить Бога и выражать Ему свою благодарность. Из земли египетской, где евреи, порабощенные египтянами, исполняли трудные работа изготовления кирпичей из глины и перемещения их на высокие стены пирамид, крепостей и других громадных зданий, Господь вывел потомков Иакова и Иосифа и таким образом освободил их от тяжёлого бремени поднятия на спине и плечах кирпичей и других строительных материалов на высокие здания и руки их, всегда занятые корзинами, в которых они носили смятую для кирпичей глину и цемент, избавились от такой изматывающей работы. Я, говорит Господь устами пророка, снял с вас тяжести, и освободил руки.

Рим.8:2 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.

Ст. 8. В бедствии ты призвал Меня, и Я избавил тебя; из среды грома Я услышал тебя, при водах Меривы испытал тебя.

Здесь Господь устами пророка напоминает израильтянам о том, как Он избавил их от тяжёлой печали и горя, которым они подверглись в Египте, притесненные изнурительными работами, когда они "стонали и умоляли Бога о помощи, и вопль их от работы Господь услышал" (Исх. 2:23: числ. 20:16). Ты, Израиль, говорит Господь, призвал Меня во время скорби, и Я услышал тебя: Я таинственно, невидимо являл тебе помощь Свою, посредством грома, града огня и бури (в тайне бурне), и в Египте, во время казней (Исх. 9:22-26), и на горе Синае (Исх. 19:1б720). И несмотря на это, ты явил себя неблагодарным и неверным в отношении ко Мне, Богу помощнику и заступнику твоему; особенно резко ты показал эту неблагодарность свою, когда Я испытывал веру и терпение твое в пустыне Рефидим, при водах Меривы, когда ты выразил свой протест на Моисея, раба Моего, и произвел мятеж по всему сонму людей твоих, отчего и названа была вода, истекшая тогда чудесным образом из скалы горы Хорива, "водою пререкания" (Исх. 17:1-7;числ. 20:2-13).

Ст. 9,10 и 11. 9 Слушай, народ Мой, и Я буду свидетельствовать тебе: Израиль! о, если бы ты послушал Меня! 10 Да не будет у тебя иного бога, и не поклоняйся богу чужеземному. 11 Я Господь, Бог твой, изведший тебя из земли Египетской; открой уста твои, и Я наполню их.

Господь Бог как бы непосредственно говорит к народу израильскому, к каждому из нас и, по силе заключенного с ним и неоднократно повторенного Завета, называет нас людьми Своими. Люди Мои, послушайте Меня, говорит Господь, и Я буду свидетельствовать пред вами то же, что говорил некогда отцам вашим на горе Синайской. Израиль! О, если бы ты послушал Меня! В твоем послушании словам Моим заключается твое благополучие временное и блаженство вечное. Если бы ты жил в послушании Мне, то ты не допустил бы веры в нового, другого бога, и не стал бы поклоняться богу чужеземному. Один есть Бог истинный, Который наполняет небо и землю и Который является твоим постоянным покровителем и защитником. Это Я - Господь Бог твой, Который вывел тебя из земли египетской. Зачем же тебе увлекаться чужеземными божествами, когда тебе стоит только раскрыть уста, чтобы они наполнились, достаточно выразить свои желания, и Я удовлетворю их, исполню, по благоволению Моему к Тебе, всяческих благ, не только духовных, но и вещественных.

Ст. 12 и 13. 12 Но народ Мой не слушал гласа Моего, и Израиль не покорялся Мне; 13 потому Я оставил их упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам.

Несмотря на спасительный для израильского народа Завет с Богом, на столь удивительное покровительство Божие, он часто, по грубости нрава своего, пренебрегал этим высочайшим покровительством и выражал явное непослушание повелениям Божиим, грубой непокорность Завету. И вот Господь как бы со скорбью отца жалуется на эту неблагодарность народа Своего и говорит с сожалением всенародно о том, что израильский народ сам не хотел воспользоваться предложенными ему средствами к спасению и стремился к своей гибели. Народ Мой, говорит здесь Господь, не слушал голоса Моего, Израиль не покорялся Мне, и вот за это Я оставил их, допустив им жить по упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам, впадая в более и более тяжкие беззакония. Или, как говорит о таком состоянии отверженного народа апостол:

24 И потому Бог покинул их, оставив во власти дурных желаний, плотских и нечистых, и не препятствовал им осквернять свои тела друг с другом.

26 Потому Бог оставил их во власти постыдных страстей. Женщины променяли естественные сношения на противоестественные.

28 Так как они не считали нужным признавать Бога, то Он оставил их во власти их же собственных извращённых умов и предоставил им совершать все эти недостойные поступки, которые не следовало совершать. Послание к римлянам глава 1.

Иоан.5:37 И даже Сам Отец Мой, пославший Меня, свидетельствует в Мою пользу. Но вы никогда не слышали Его голоса и никогда не видели Его,

Иоан.10:3 Сторож открывает ему ворота, и овцы послушны его голосу. Он называет своих овец по именам и выводит их из загона.

Иоан.10:4 Выведя овец, он шагает впереди, а они следуют за ним, потому что знают его голос.

Ст. 14 и 15. 14 О, если бы народ Мой слушал Меня и Израиль ходил Моими путями! 15 Я скоро смирил бы врагов их и обратил бы руку Мою на притеснителей их

Продолжая свидетельствовать о злобном характере, непокорности и неверии народа Своего, Господь Бог устами пророка говорит о губительных последствиях для народа в связи с неверием и неуважением, непокорностью воле Божией. Все бедствия, какие народ израильский терпел от многочисленных нападений на него со стороны врагов его, соседних языческих народов, как-то: аммонитян, мадианитян, филистимлян и других, - были последствиями неверия народа и непокорности его Божиим велениям. От всех этих бедствий Господь избавил бы народ Свой и не допустил бы врагов его притеснять и обижать его. Это самое в этих стихах и выразил пророк от лица Бога, говоря: о, если народ Мой слушал Меня и Израиль ходил бы Моими путями! Тогда я скоро смирил бы врагов их, ничего не стоило бы Мне "навести гибель на их врагов", и Я обратил бы руку Мою на притеснителей их.

Ст. 16 и 17. 16 ненавидящие Господа раболепствовали бы им, а их благоденствие продолжалось бы навсегда; 17 Я питал бы их туком пшеницы и насыщал бы их медом из скалы.

Под врагами Господними пророк имеет в виду тех же врагов народа израильского, которые, ненавидя народ Божий, ненавидели и Самого Бога, Покровителя и сильного Защитника сего народа (Втор. 33:29).

29 Благословен ты, Израиль! нет народа подобного тебе! Господь спас тебя, Господь - крепкий щит, защищающий тебя, Господь - твой могучий меч! Враги твои устрашатся тебя, и ты сравняешь с землёй их святыни!"

То есть будет время их в век, - "благоденствие их продолжалось бы навсегда"; "Я питал бы их", "и насыщал бы их". Под выражением «питал бы их мёдом из скалы»подразумевается напоминание пророка о том меде, который пчелы производили в углублениях каменных гор и которым странствовавшие в пустыне евреи, по милости Божьей, могли питаться в изобилии (Втор. 32:13).

Господь привёл Иакова, чтобы тот захватил горную страну. Иаков собрал урожай с полей, Господь дал ему мёд из камня и сделал так, что из твёрдой скалы потёк елей.

Точнее же, под этим медом понимается, по мнению св. Иоанна Златоуста, воду, появившуюся в пустыне из камня (скалы), не потому что бы она была похожа на мед, а потому, что такою показалась пившим ее евреям, терпевшим продолжительную жажду и сухость от недостатка воды (Числ. 20:8).

Под туком (жир, сало, минеральное удобрение) пшеничным подразумевается чистейшая мука из лучшей пшеницы, называемая семидалом . Св. Афанасий Александрийский под туком пшеницы подразумевает духовную пищу, т.е. Самого Господа (Ин. 6:33,51),

33 ибо хлеб Божий - это Тот, Кто приходит с небес и приносит в мир жизнь"

51 Я - хлеб животворящий, спустившийся с небес. Кто отведает его, будет жить вечно. Хлеб, который Я дарую - Тело Моё, которое Я отдаю за жизнь мира".

Он же есть и Камень (1 Кор. 10:4),

И все они пили один и тот же духовный напиток, ибо пили они из духовной Скалы, сопровождавшей их, и Скала эта была - Христос

а мед, истекавший из камня - божественные слова Спасителя (см. Пс. 118:103; Ин. 6:68).

68 И Симон Пётр ответил Ему: "Господи, куда же мы пойдём? У тебя есть то, что приносит жизнь вечную, 69 и мы уверовали и знаем, что Ты - Святой Боже".

Таким образом, смысл всех этих заключительных слов псалма будет следующий: если бы Израиль слушал Меня, говорит Господь, если бы был всегда верен Завету Моему, если бы ходил Моими путями и не поклонялся чужим богам, Я исполнил бы все обещания Мои: Я не допустил бы, чтобы враги его притесняли и оскорбляли людей Моих, тогда все ненавидящие Господа покорялись бы и раболепствовали бы им, и благоденствие их продолжалось бы навсегда (в век); Я питал бы их туком пшеницы и насыщал бы их медом из каменной скалы.

Поиск

Объявления

Детское служение проходит каждую среду в 17.00

Кто сейчас на сайте

Сейчас 9 гостей онлайн